Артур Шик. Часть III


«Новый порядок». Гитлер и Тодзио гонят на убой банду неудачников, сзади плетётся выдохшаяся лошадь Муссолини

Обычно ретроспектива творчества Артура Шика периода начала Второй мировой войны подается так, будто от его выбора прямо что-то зависело, будто в этот период наступления ужасающей катастрофы кому-то было важно или элементарно интересно - "как менялись его взгляды".

И есть хоть малейшая доля уверенности, будто этот выбор был личным?

Как менялись его взгляды

Присмотревшись к тематике карикатур за годы от 1939 по 1941, отчётливо становится видно, как чаша весов его симпатии к 1941 году склоняется в сторону политического руководства Страны Советов во главе со Сталиным.

Весь жизненный путь, пройденный Артуром Шиком к началу Второй мировой, не позволяет обнаружить в нем действительно цельную творческую натуру. В прекрасных, роскошно оформленных документах он явно подражает средневековым книжным миниатюрам... Он прекрасный иллюстратор, оформитель... но не более того! В самые критические моменты истории он, будучи современником самых драматических событий, оказывался глух к лучшим движениям человеческой души.

И с какой стати исать здесь "обратную связь"? Как Шику было совершенно безразлично то, что вокруг него переживали другие люди, так и большинству было по большей части фиолетово то, какие свастики, звездочки, флажочки вырисовывал на своих красочных картинках Артур Шик.

Это был прекрасный исполнитель требований самого взыскательного заказчика, но не более того. Он мог придать достойный и даже прекрасный вид любому документу, как бы стирая его смысл, поднимая до уровня... эпоса, но текст становится общим местом, штампом.

Выбрав эту нишу в творчестве, отступал от правды жизни, он не только предпочитая недолговечные рекламные клише, но и подражал чужому стилю, подхватывал чьи-то удачные находки... как бы "делая их своими", раз авторы найденной стилистической манеры давно канули в Лету. Возможно, в сфере офомления книг и официальных документов эта вторичность образов была уместной, как бы подчеркивала историчность и некоторую агиографичность отображаемых персонажей.

Положа руку на сердце, "средневековость" манеры Артура Шика проглядывает лишь в композиции текста и рисунка. А сама художественная манера больше всего напоминает литографические открытки викторианской эпохи - пасхалки, валентинки... на рекламу зефира начала ХХ века, если уж совсем честно. Сказалась длительная работа над немецкими открытками времен Первой мировой.

Читать статью в "Литературном обозрении"

Вход в систему