Счетная палата недовольна распределением бюджетных денег на поддержку кино

В конце декабря 2012 г. коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты проверки эффективности использования ресурсов, которые выделялись на государственную поддержку отечественной кинематографии в 2010-2012 гг. (результаты представлял аудитор Сергей Агапцов).

Федеральный фонд социально-экономической поддержки отечественной кинематографии в 2010-2012 гг. получил из бюджета на господдержку фильмов более 7 млрд руб., из них в прошлом году в производство и прокат отечественных фильмов он вложил 3,89 млрд руб., в 2011 г. — 1,4 млрд руб. В 2011 г. поддержанные кинофондом фильмы собрали 4,1 млрд руб., или 72,6% кассы отечественного кино, а вернули фонду менее 100 млн руб.

«Вернули немного», — признавал ранее исполнительный директор фонда Сергей Толстиков. Но отмечал: безвозмездно можно и нужно поддерживать искусство, а бизнес «требует более четкого целеполагания, поэтому продюсеры должны возвращать больше, тогда будет ясно, кто из них более эффективен».

В среднем возврат, по подсчетам Счетной палаты, составил 2% — это, пишет ведомство, «несоизмеримо» с общей суммой, которую государство потратило на поддержку производства и проката фильмов. В 2011 г. фильмы лидеров, поддержанные из бюджета, собрали 9,6% общей кассы в России (она составила 35,3 млрд руб.). В 2012 г., по прогнозу исследовательской компании Movie Research, на фильмы 10 крупнейших кинокомпаний страны придется около 7,5% национальной кассы.

До 2010 г. Министерство культуры выделяло до $1 млн на отдельный фильм после конкурсного отбора. Но в конце 2009 г. механизм был изменен: финансирование передали специальному фонду, который стал давать деньги только выбранным лидерам киноиндустрии в равной пропорции. Кроме того, фонд может финансировать социально значимые картины независимых кинокомпаний. Чиновники рассчитывали, что, инвестируя в самых эффективных продюсеров, государство обеспечит«качественный рывок» в отечественной киноиндустрии.

В список лидеров попали «Тритэ» (Никита Михалков), «Дирекция кино» (Анатолий Максимов и «Первый канал»), «Централ партнершип» («Профмедиа»), Art Pictures (Федор Бондарчук и Дмитрий Рудовский), СТВ(Сергей Сельянов),«Профит» (Игорь Толстунов) и «Базелевс» (Тимур Бекмамбетов). В июне 2012 г. попечительский совет кинофонда увеличил число лидеров, которые получат его деньги, с 7 до 10. Из списка выбыла компания «Профит», но в него попали «Реал Дакота» Рената Давлетьярова, «Рок» Алексея Учителя, «Коктебель» Романа Борисевича и «Нон-стоп продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова.

В 2012 г. фонд распределил между компаниями-лидерами 2,2 млрд руб. (они получили деньги на производство или прокат 40 картин). Компании возвращают государству часть прибыли от поддержанных им проектов. Продюсер отдает фонду 5% части своего дохода, но пропорционально участию фонда в расходах на производство (продюсеру достается обычно 40% кассы; но если фонд, например, дал на фильм половину бюджета, то назад он получит 5% от половины 40% — т. е. 1% кассы).

Но у фонда нет эффективного механизма возврата средств и самоокупаемости коммерческих фильмов, считает Счетная палата. А если сборы фильма оказались низкими, производитель ответственности за возврат бюджетных денег не несет, указывает ведомство. К тому же фонд выбирает лидеров и выделяет им средства на поддержку производства и проката без учета их невыполненных обязательств, указывает Счетная палата. Кинофонд фактически распределяет субсидии на поддержку кинематографии, резюмирует ведомство.

Подробнее на сайте vedomosti.ru

Вход в систему