Испанская архитектура. Часть III

alhambra-8

Присутствие мавров постоянно проступает в любом архитектурном сооружении. Все мечты о сказке, все представления о прекрасном непременно упираются в мавританское наследие, которое Испания переваривала долгие семь веков Реконкисты. В результате все, что связано с мечтой, со свободным полетом фантазии, с изысканным искусством... с любым представлением о прекрасном и желанном - обязательно будет здесь иметь стойкий аромат восточной сказки, как это мы видели и в творчестве Антонио Гауди.

Начиная с древних времен, Испания никогда не была единым государством. Даже сейчас, когда недолюбливающие друг друга провинции почти примирились, соединившись под испанской короной, в стране официально существуют автономные области с собственным правительством, языком и традициями. История Испании — страны, очень привлекательной для завоевателей, состояла из длиннейших периодов патроната одного из могущественных соседей. Поэтому, говоря об исконной испанской архитектуре, нельзя однозначно выделить какое-либо одно, уникальное или исконно испанское направление... кроме мощного мавританского влияния.

Вместе с воинами на завоеванные земли приходили новые правители, которые хотели видеть в своих владениях привычные глазу постройки, в излюбленной стилистике. Благодаря этому в сегодняшней Испании дома в мавританском стиле соседствуют с готическими соборами, а средневековые замки с античными развалинами. Однако мавританский стиль, своеобразно переработанный здесь не только душевными чаяниями и мечтами о лучшей жизни, явился здесь и основой формирования уникальной испанской нации, вложившей в мировое литературное наследие - драму чести (см. Размышления после вебинара «Драмы чести в испанской драматургии»).

Читать статью в "Литературном обозрении"

Вход в систему