Нравственные критерии анализа. Часть II

Нравственные критерии анализа. Часть I

В первой части книги были рассмотрены вопросы нравственности и морали – в отношении общества, где индивид должен хотя бы внешне следовать неким общепринятым «нравам». Отправной точкой создания этой книги послужил жесткий общественный стереотип: «если ты такой умный, то почему такой бедный?» Стереотип повсеместно навязывался обществу «в лихих 90-х» и до середины 2000-х годов - не только на уровне почти блатного жаргона в бытовом общении, но и в средствах массовой информации.

Первая часть книги раскрывала этот стереотип, доказывая, что только нравственные критерии анализа, принимаемые в априори, позволяют прийти к верным выводам. Конечно, если ими не руководствоваться, то этой на первых порах увеличивает «степень свободы» в процессах «демократических преобразованиях всего общества». Но на наших глазах «лихие 90-е» завершились возникновением внешней благообразности прежних антисоциальных элементов, поскольку культурная среда, созданная обществом в течение длительного периода, оказалась намного сильнее этой «новой культуры поведения». Можно отбросить нравственные критерии анализа и в ходе приватизации государственной собственности. Но сегодня уже всему обществу на базе прежних достижений искусства – понятна порочность создания в обществе – неподсудного, недостижимого для моральных общественных оценок «класса эффективных собственников», никто из которых не только не способен лично создать подобную собственность, но и владеть ею с той же отдачей для всего общества.

В основе подобных «преобразований» лежат не только правовые аспекты, защищавшие частную, государственную и общественную собственность именно из чувства самосохранения общества в целом. Но «преобразования», подающие прежние преступления, сурово каравшиеся государством – в качестве «демократических преобразований», проводятся в русле очередной идеологии, в очередной раз пытающейся заменить собою человеческую нравственность, попрать ее.

В логике этих общественных процессов возникает абсолютно аморальное давление на настоящее искусство, являющееся естественной площадкой свободы нравственного выбора. Власть перехватывает у искусства это «моральное право», заменяя его открытыми нравственными проповедями всему обществу – в интервью, речах, новых законах, принимаемых «из нравственных соображений», забывая, что именно такими «благими намерениями» и вымощена дорога в настоящий Ад.

Приобрести вторую часть книги в "Книжной лавке"

Вход в систему