Оперная династия. Часть I

fc671dad1005c3f11015700fa2613fdb(1)Сразу скажу, что на сей раз речь пойдет вовсе не о династии оперных артистов, а том... как же так получилось, что династия Габсбургов дала миру столько выдающихся оперных персонажей?..

Опера Доницетти «Дон Себастьян, король Португальский» на этот раз на вебинарах рассматривалась в историческом контексте вначале изоляции Португалии при оттеснении ее от участия в дележе мавританского наследства в ходе Реконкисты, пока прочие "христианнейшие государи" Испании медленно, как удав, его переваривали в течение 700 лет.

25 февраля Португалия – владычица морей и суш
26 февраля Опера Доницетти «Дон Себастьян, король Португальский»
27 февраля Жозе Сарамаго «Каин»

Вообще... странно, когда 700 лет Реконкисты подают в качестве "освобождения Родины", в то время, когда многие провинции Испании до сих пор испытывают... склонность к изоляции. Испания, на мой взгляд, объединена не столько общей государственностью, скажем, территориально, сколько именно искусством, культурным обменом. Это совершенно особое объединение.

В области архитектуры здесь все равно проявятся мавританские черты, но дальше пойдут танцы и песни провинций... а все выстроит и объединит "драма чести", позволившая выстоять Испании после фиаско колониального грабежа...

Интересно, что Португалию, на момент оттеснения к морской косе так, что у нынешнего классика и нобелевского лауреата Жозе Сарамаго появился образ Португалии в виде каменного плота (роман "Каменный плот"), несущегося по безбрежному Океану, - было... наиболее высокое культурное развитие. Как всегда, на этих вебинарах выяснилось множество "парадоксов", которые со временем стали закономерностью, напомнив о важности своевременного усвоения "уроков истории".

Ведь Португалия намного раньше Испании показала всему миру, как можно разрушить собственную страну, выстроив загончик уютной "колониальной империи", нагло влезая на легендарный Шелковый путь, руша сложившуюся веками культуру... намного превышающую то, чем могла блеснуть когда-то Португалия на фоне неграмотных и ущербных испанских монахов времен Реконкисты. И на этом фоне последняя опера Доницетти звучала... как небесная музыка...

Тут и задумаешься, почему этот несравненный автор "Любовного напитка", выбрал такую сложную и неоднозначную тему для своего последнего шедевра.

Читать статью в "Литературном обозрении"

Вход в систему