Страны третьего мира

Третий мир — географический термин второй половины XX века, обозначавший страны, не участвующие прямо в холодной войне и сопутствующей ей гонке вооружений.

Считается, что в современном значении термин впервые употреблён в статье французского учёного Альфреда Сови в журнале L’Observateur 14 августа 1952 года, в которой он сравнил страны третьего мира с третьим сословием в традиционном обществе. Изначально термин относился к странам, которые во время холодной войны не относились ни к первому миру (НАТО), ни ко второму миру (ОВД). Третий мир являлся ареной соперничества развитых держав. С 1974 года с «третьим миром» идентифицировали себя маоисты, обличая так называемые «социал-империализм» и «ревизионизм» СССР. Движение неприсоединения явилось попыткой превратить третий мир в самостоятельную международно-политическую силу. После угасания холодной войны во второй половине 1980-х годов в качестве определяющего признака третьего мира стали понимать низкий уровень доходов на душу населения и человеческого развития. Однако с середины 1990-х годов некоторые страны «третьего мира» обогнали по этим показателям бывшие «страны развитого социализма», очутившиеся в полосе экономических и демографических трудностей.

По данным доктора социологических наук, профессора, проректора Российского государственного социального университета М. И. Кодина, «разрыв в доходах между бедными и богатыми увеличивается. Бурное развитие науки и технологий, передовой экономики охватило лишь небольшое число государств, в которых проживает так называемый „золотой миллиард“». Николай Розов, руководитель центра макросоциологии НГУ, считает, что глобализация как уплотнение всех связей приводит к огромному росту возможностей для сильных игроков. Одно из неизбежных следствий развития глобализации — резкий рост относительного неравенства, который повышает социальную напряженность. Ужесточение конкуренции на рынке ведет к появлению массы мировых люмпенов и объективному усилению социал-дарвинистских процессов — рыночный аналог естественного отбора. Наиболее сильные державы в условиях глобализации приобретают ещё большую силу. При этом разрыв между VIP-зоной («золотой миллиард») и нижним слоем бедной и перенаселенной периферии существенно увеличивается. Директор Института истории СО РАН Владимир Ламин на конференции, посвященной проблемам демографии, высказал предположение, что если «золотой миллиард» не начнёт по-настоящему делиться с бедными странами юга планеты, то в скорой перспективе предстоят ожесточённые войны за ресурсы.

Существуют и иные оценки глобализации. Сторонники клиодинамики считают, что в последние годы наблюдается тенденция к выравниванию уровня экономического развития между первым и третьим миром. Это, по их мнению, является следствием глобализации, а также результатом роста уровня образованности населения стран третьего мира. С этим тесно связаны демографические и социокультурные процессы, в результате которых к 90-м годам XX века большинство стран третьего мира добилось резкого роста грамотности, что, с одной стороны, стимулировало экономический рост, а с другой стороны, способствовало сокращению рождаемости и очень значительному замедлению темпов роста населения. В результате всех этих процессов в последние годы в большинстве крупных стран третьего мира наблюдаются темпы роста ВВП на душу населения значительно более высокие, чем в большинстве стран первого мира. В итоге, по мнению сторонников клиодинамики[неизвестный термин], происходит достаточно быстрое сокращение разрыва по уровню жизни между первым и третьим миром.

Вебинар состоится 25 июля 2018 г. Ведущая Ирина Дедюхова.

Принять участие в вебинаре

Программа вебинаров июля
5d74b0c14d0bb4d879755a41d6c52067

Вход в систему